Косолапость. Лечение и профилактика.

Косолапость – приобретенная или врожденная деформация стопы, которая сопровождается ее отклонением от продольной оси голени и бедра. Пальцы согнуты, носок повернут внутрь, находится в положении подошвенного сгибания. В раннем возрасте у детей лечить её получается достаточно качественно.

При косолапости стопа принимает не физиологическое положение при ходьбе. В связи с изменениями в мышцах развивается деформация скелета стопы, когда же ребенок начинает ходить, деформа­ция усиливается. Нагрузка на наружный край стопы ведет к усилению супинации и развитию омозолелости кожи. Опора на передний отдел стопы способствует усилению ее приведе­ния. При косолапости наблюдается гипертонус задней боль-шеберцовой мышцы, трехглавой мышцы голени, длинного сгибателя большого пальца и мышцы, отводящей большой палец. Эти мышцы, а также связочный аппарат по медиаль­ному краю утолщены и укорочены, малоберцовые — ослаб­лены.

Виды косолапости.

Врожденная – врожденный дефект, который характеризуется анатомическими изменениями в связках, мышцах и костях голени и стопы. Чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочке. В 50 % случаях является двусторонней;
Приобретенная – дефект развивается в течение жизни.

По степени тяжести, косолапость бывает:
легкая – эта форма косолапости хорошо подвергается коррекции и не требует хирургического вмешательства;
средняя – данная форма требует более длительного лечения;
тяжелая – эта форма косолапости сильно деформирует стопу. Исправить такой дефект сложно. Он требует длительного лечения и многократных операций.

Причины развития врожденной косолапости:

- генетическая теория – наследственный дефект;

- нервно-мышечная теория – косолапость развивается в результате патологий внутриутробного развития плода; запаздывание развитии малоберцовых мышц.

-механическая теория – косолапость развивается вследствие повышенного давления на стопы плода маточных стенок (возможно при узкой матке, маловодии, при наличие опухолей матки); употребление матерью в период беременности алкоголя, лекарственных и наркотических сильнодействующих веществ, неправильное питание матери во время беременности, плохая экология, работа матери на вредных предприятиях, маловодная беременность, тяжелые инфекционные заболевания матери в третьем триместре беременности.

Причины развития приобретенной косолапости:

болезни нервной системы, паралич мышц голени и стопы, неправильное сращение костей после переломов голеностопного сустава, сильные ожоги, нарушение роста костей в стопе и голени, повреждения костей стопы и голени, дисплазия тазобедренных суставов, расщепление позвоночника, травмы связок стопы и голени, опухоли стопы или голени.
Приобретенная косолапость, по сравнению с врожденной, встречается реже. Врожденная косолапость определяется сразу при рождения и характеризуется следующими симптомами:
- неестественная выгнутость стоп вовнутрь или наружу;
- стопа может иметь развернутый вид;
- неестественный вид стоп;
- стопы загнуты к паху;
- ткани стопы с внутренней стороны укорочены и напряжены;
- нарушение объёма движений стопы;
- при установке стопа не приобретает нормальное положение; торсии (скрученность) костей в зоне голени (редко встречается);
торсия может сочетаться с инфлексией (перегиб) стопы;
- на вид ноги ребенка (особенно в зоне стопы) имеют недоразвитый вид;
- уменьшенный объём голени.

Диагностика.

Врожденную косолапость можно диагностирования внутриутробно при проведении ультразвукового скриннингового исследования в дух последних триместрах беременности.

При подозрении на приобретенную косолапость необходимо записаться на прием к врачу-ортопеду. Врач проедет консультацию, оценит клиническую картину и может назначить следующие исследования на своё усмотрение:
- рентгенография;
- ультразвуковое исследование.

Лечение.

Лечение косолапости проводит ортопед в амбулаторных условиях. Врожденную косолапость начинают лечить с первых недель жизни, что дает возможность быстрого и качественного устранения дефекта. Применяют следующие методы лечения:
- лечебный массаж;
- лечебная гимнастика;
- парафиновые аппликации;
- электромиостикуляция
- фиксация стоп (гипс, повязки, бинты, шины);
- коррекция дефекта гипсованием.
- ношение туторов;
- ношение ортопедической обуви.
Если консервативные методы не эффективны, то необходима консультация хирурга и хирургическая коррекция дефекта. После операции назначается консервативный этап лечения.

Профилактика.

Профилактика приобретенной косолапости заключается в наблюдении за походкой ребенка, чтобы выявить заболевание на начальной стадии, когда лечение наиболее эффективно.

Печать   Электронная почта